Школа вождения. Занятие N 1: Основа основ – посадка и руление

 

Все прекрасно понимают, что без базовых знаний по арифметике невозможно осуществлять сложные математические расчёты. Но почему-то не все и не всегда могут перенести это в другие плоскости. Наше первое занятие кому-то может показаться не очень интересным или зрелищным, однако для совершения сложных скоростных манёвров сначала необходимо овладеть соответствующей техникой. Например, техникой скоростного и силового руления, которая в свою очередь, напрямую зависит от правильности посадки водителя. Итак, чтобы автомобиль оказался полностью в ваших руках, с ним должен быть установлен тесный контакт, контакт, который позволит совершать эффективные управляющие воздействия.

Посадка

Надежная, комфортная и рациональная посадка полностью определяет все ваши возможности за рулём. Разные автомобильные сидения предлагают различное количество регулировок, но даже простейший их набор позволяет достичь оптимального положения водителя.

Сначала необходимо отрегулировать продольный ход сидения для комфортной работы с педалями. При поиске оптимального положения нужно плотно прижаться к спинке сидения, начиная с самой нижней точки. Поскольку на автомобилях с механической коробкой передач самый большой ход у педали сцепления, сиденье регулируется таким образом, чтобы, не отрываясь от спинки, была возможность нажимать педаль до упора. При этом необходимо избегать полного выпрямления левой ноги – так вы убережёте себя от излишнего напряжения и сможете работать с педалью более эффективно. С другой стороны, из всех комфортных положений, выберите самое дальнее – это необходимо для возможности полноценного упора в площадку отдыха левой ноги. На автомобилях с автоматической коробкой передач при регулировке продольного хода сидения вы можете ориентироваться по педали тормоза.

После выбора удобного продольного положения необходимо отрегулировать наклон спинки для полноценной работы с рулевым колесом. Она получается, когда вы, опять же не отрываясь от спинки сидения, способны достать верхнюю точку обода запястьями двух рук. Слишком близкое положение к рулю неэффективно, поскольку не позволяет вращать его по-настоящему быстро, когда это необходимо.

Рациональная посадка определяет
все ваши возможности за рулём
При поиске оптимального положения
прижмитесь плотно к спинке сидения
Руки должны оставаться
на своих боковых секторах


Теперь несколько слов о работе левой ноги. Далеко не все водители уделяют ей и площадке для её отдыха достаточное внимание. И не в последнюю очередь из-за не совсем корректного названия самой площадки. На самом деле она является основным рабочим местом ноги. Это ваша нижняя точка опоры, которую крайне важно иметь. В противном случае вы очень не устойчивы в сидении. В повороте есть вероятность сползти в сторону, и даже если вы не обнимете пассажира, смещение в сидении не позволит вам аккуратно работать с рулевым колесом. Как следствие, вместо точного распределения усилий, вы будете цепляться за руль, словно за поручень. При торможении ненадёжность посадки может сказаться на точности работы с педалью тормоза, со всеми вытекающими последствиями.

Когда обеспечен надёжный упор, тело плотно прижато в спинку сидения и чётко зафиксировано в автомобиле – руки и правая нога свободны от вашего веса, и можно работать максимально точно. Кстати, в деле фиксации своего драгоценного тела неоценимую роль играет ремень безопасности, поэтому не забудьте его пристегнуть. Это в свою очередь также благоприятным образом скажется на чёткости управления.

Информация об упоре левой ногой в первую очередь относится к гражданским автомобилям. В спортивных креслах, с развитой боковой поддержкой и многоточечными ремнями безопасности такой необходимости практически не возникает. К тому же в некоторых ситуация, водители подобных машин применяют технику торможения левой ногой, что в свою очередь противоречит указанной выше информации. Но данный курс рассчитан на среднестатистических водителей, которых подавляющее большинство.

Теперь вы жёстко сидите в кресле и способны работать со всеми органами управления, не отрываясь от спинки по всей поверхности сидения.

Руление

При движении по прямой руль необходимо держать двумя руками. Они располагаются симметрично. Для рулей стандартного диаметра удобное положение рук – на отметках десять и два, в соответствии с циферблатом часов. Для рулей малого диаметра можно использовать положение девять и три. Хват закрытый, то есть большие пальцы рук огибают обод внутри – такой хват самый надёжный.

В 90% случаев при движении по дорогам вам потребуется навык простого руления (ещё одно название этого способа – силовой). Данный способ вращения позволяет каждой руке оставаться на своём боковом секторе рулевого колеса и не отрываться от него ни на секунду. Руки плотно проскальзывают по ободу, не теряя контакта. Это очень важное условие, поскольку рука скользит по ободу рулевого колеса, продолжая контролировать усилие на руле, и в любой момент готова предпринимать необходимые действия. При этом не имеет смысла доводить руки до крайних верхних и нижних точек – такие положения являются физиологически неудобными для мышц. Оставляя руки на боковых секторах, вы сможете развивать необходимые усилия, которые позволят поворачивать рулевое колесо, в том числе и в самых сложных условиях.

В 90% случаев вам потребуется
навык силового руления
Руки не должны находятся
близко к предельным точкам
Силовое руление позволит
надёжно вести автомобиль


Умение сохранять руки на своих боковых сторонах является принципиальным моментом. Это позволит надёжно вести автомобиль и чувствовать, что с ним происходит. В обычной ситуации рукам практически не составляет труда удерживать рулевое колесо, даже на противоположных секторах, особенно, когда автомобиль оборудован усилителем. Но если руки находятся близко к предельным точкам, они практически теряют возможность полноценно поворачивать руль в одну из сторон. Согласитесь, в такой позиции очень сложно назвать контролем над автомобилем полноценным. Конечно, руки без труда будут удерживать руль, но выполнять дозированную ювелирную работу они уже не смогут. Лучшее что они могут – это грубо поворачивать руль, удерживать его и также грубо возвращать обратно. Подобная грубость провоцирует рывки в поведении автомобиля на сухой дороге и заносы на скользкой. Вы вряд ли сможете почувствовать, что происходит с передними колёсами, ощутить начало их скольжения и тонко дозировать усилие, чтобы удержать сцепления колёс с дорогой на грани срыва. Только тогда, когда ваши руки остаются в наиболее удобных для себя позициях, то есть на соответствующих боковых секторах, вы способны работать не шаблонно механически, а точно и вдумчиво.

Другой способ руления – скоростной, понадобится при интенсивных маневрах, на разворотах и при стабилизации автомобиля в заносе. Вращение руля будет наиболее быстрым и мягким, если вы используете перехват через тыльную сторону ладони. Такой перехват, в отличие от переката через ладонь, является самым эффективным, поскольку вы сможете больше времени удерживать рулевое колесо плотным закрытым хватом. Для поддержания постоянного усилия на руле, руки должны всё время находиться на противоположных сторонах. Если руки будут расположены слишком близко друг к другу, наступит момент, когда одна рука уже потеряла эстафету, а вторая ещё не подхватила её. Возврат руки для нового захвата осуществляется по кратчайшему расстоянию. Вам следует потренироваться для приобретения устойчивого навыка скоростного руления – он вам может очень пригодиться на скользкой дороге при заносе.

Скоростное руление понадобится
при интенсивных маневрах
Вращение руля будет быстрее при
перехвате через тыльную сторону ладони
Руки должны находиться
на противоположных сторонах


Также важно уметь быстро переключаться между режимами руления. Иногда водители, после удачной стабилизации автомобиля из заноса, делают по инерции ещё несколько движений рулём, что может вывести автомобиль из равновесия и спровоцировать новый занос. Позже, мы познакомим вас и с другими способами поворота рулевого колеса.

Для более детального и наглядного изучения техники руления предлагаем ознакомиться с обучающим видеоуроком.

26/01/2007




Тест-драйвы

Обзоры

Новости



 
Rambler's Top100

2006 - 2019 © «АВТОВИК.РУ» | E-Mail редакции: [email protected]
При использовании материалов сайта ссылка на «АВТОВИК.РУ» обязательна
ЭЛ № ФС77-24675 от 15 июня 2006 г. выдано федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Сайт использует файлы cookie .
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.