Что скажет ФАС?

11 марта вроде бы тихий и спокойной рынок автострахования взорвался сенсацией. Сенсацией, что называется, «с душком». Из тех, которые любит желтая пресса. Семь самых уважаемых компаний оказались замешаны в скандале с завышением тарифов КАСКО. Схема, по которой действовали страховщики, была предельно проста. Банк предлагал клиенту автокредит с очень выгодным процентом и пунктом в договоре, который напечатан очень маленьким шрифтом - клиент должен был оформить КАСКО в одной из указанных компаний. Вместо положенных пяти процентов от стоимости автомобиля за страховку компания требовала десять. Прибыль делилась пополам. Все были довольны. Кроме клиентов, конечно же. А с их подачи и Федеральной Антимонопольной службы. 


BMW X6 является стабильным источником дохода для страховых компаний: по статистике, из общего числа застрахованных машин угоняется не менее 8%.

Несколько лет, по данным антимонопольщиков, страховщики получали незаконную прибыль. Надо думать, что эти «несколько» лет на самом деле длились дольше - с появления в России полисов КАСКО. Заинтересовались же они этой прибылью только сейчас. И не по собственной инициативе. И даже не по инициативе граждан, пострадавших от нечистых на руку страховщиков. На сайте Федеральной Антимонопольной службы причина такого интереса указана - "разработка минимальных стандартов по массовым видам страхования граждан предусмотрена перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по экономическим вопросам, состоявшегося 30 августа 2010 года». А ведь о проблемах на рынке было известно давно. Договоры с клиентами составлялись таким образом, что автостраховщик всегда мог найти лазейку, чтобы месяцами не выплачивать деньги по страховым случаям. Суммы занижались, цены на услуги наоборот завышались.

 

Точную сумму барышей, которые получили страховщики, подсчитать вряд ли удастся. Ведь пожаловавшихся на слишком высокие тарифы единицы. Зато вполне можно посчитать убытки, которые компаниям, замешанным в этом деле, еще предстоит понести. Помимо штрафов нанесен серьезный удар по имиджу, как самих страховщиков, так и всего рынка в целом.

 

Удар этот, кстати, был нанесен очень вовремя. Вовремя для антимонопольщиков. Дело в том, что в конце февраля ФАС выступил с инициативой стандартизировать услуги КАСКО в России. То есть, по сути, было внесено предложение все массовые случаи страхования автомобиля сделать стандартными для всех участников рынка. Грубо говоря, при оформлении КАСКО на новенький Фольцваген Гольф клиент должен был заплатить одну сумму. Вне зависимости от того, где он живет и услугами какой компании он решил воспользоваться. И если ему нужно получить выплату за поврежденный бампер, то сумма будет одинаковой при любых условиях.


Не менее «интересны» и Honda Civic с Mitsubishi Lancer X - из-за популярности у угонщиков на модели действуют заградительные страховые тарифы

Громкое «Дело Семи» наверняка уже находилось в этот момент в разработке, и момент для внедрения своих инициатив антимонопольщики выбрали правильный. Несомненно, подобная стандартизация ударит в первую очередь по компаниям-страховщикам. И сопротивляться при осуществлении этой стандартизации они будут до последнего. Тем более, что представители страховщиков есть в рабочей группе, которая эти стандарты разрабатывает. Но вот почва из под их ног выбита. И новые положения о предоставлении КАСКО будут наверняка будут писаться с учетом интересов антимонопольщиков. В идеале с учетом интересов потенциальных клиентов.

 

Работа по новым правилам предстоит огромная. И дело даже не в том, что необходимо согласовать интересы сторон и сделать так, чтобы и овцы, и волки остались при своих интересах. Еще необходимо увязать новые стандарты с правовой базой. Вообще вопросов, по которым предстоит работать рабочей группе из представителей ФАС, Минфина, Росстархнадзора и представителей участников страхового рынка, несколько. Помимо юридического статуса будущих стандартов, это предложения по стандартизации перечня страховых случаев, исключения из него, предельные нормы износа, сроки выплат по страховым случаям и многое другое. По сути, правила, по которым играет рынок автострахования, будут переписаны заново.

 

Хорошо это или плохо - станет ясно, когда новые правила будут опубликованы. Сейчас рабочая группа декларирует своей целью «составить типовой документ, чтобы потребитель понимал, за что он платит». Как эта цель будет достигаться на практике - нам еще предстоит увидеть. Следующее заседание рабочей группы запланировано на вторую половину марта.

 

Ну и последнее. 70 миллионов рублей. Именно столько предстоит выплатить пяти компаниям страховщикам штрафов, за свой сговор. И за свои прибыли в течение нескольких лет. Почему пяти, если в деле фигурировало семь компаний («КРК-Страхование», «АльфаСтрахование», «Росгосстрах», «СГ МСК», «Русская страховая компания», «СГ Адмирал» и «Группа Ренессанс страхование» )? Две компании, сообщает ФАС, стали сотрудничать с антимонопольщиками, и скорее всего не будут платить, или заплатят минимальный штраф. Основная сумма - распределится по «отказникам» - тем кто вину свою не признал. Впрочем, причин для радости у обычных автомобилистов после этого процесса не прибавится: вероятно, что для того, чтобы компенсировать убытки, «провинившиеся» компании увеличат базовые тарифы на КАСКО и будут задерживать выплаты по страховым случаям. Тем более что на данном рынке это очень распространенный способ минимизировать финансовые потери.

 

Роман Чернявский

06/04/2011




Тест-драйвы

Обзоры

Новости



 
Rambler's Top100

2006 - 2019 © «АВТОВИК.РУ» | E-Mail редакции: [email protected]
При использовании материалов сайта ссылка на «АВТОВИК.РУ» обязательна
ЭЛ № ФС77-24675 от 15 июня 2006 г. выдано федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Сайт использует файлы cookie .
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.